ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

 

 

      Феодосий, преподобный, игумен Киево-Печерский, стал первым учредителем общежительного порядка в монастырях Российских. Родился он близ Киева, в городе Василькове, откуда родители его переселились по княжескому велению в город Курск. На 14-м году жизни своей Феодосий лишился отца и посвятил себя службе Божией. Узнав, что в одной церкви не служат всякий день обедни ввиду недостатка просфор, он сам стал трудиться над приготовлением оных. Посещая церкви и святителей, он начал помышлять о жизни отшельнической. Возжелав обозреть святые места и поклониться Гробу Господню, Феодосий тайно ушел от матери, но был настигнут и приведен домой. Но угрозы матери не остановили его твердого намерения, юноша ушел в Киев, где явился к прп. Антонию и, пав к ногам св. старца, умолял принять его в число иноков. Изъявив решимость отречься от мира, он был облачен в 1037 г. в монашескую одежду преподобным Никоном. Прп. Феодосию было тогда всего 23 года. После ухода прп. Никона в другое место Феодосий был поставлен иереем. Когда же прп. Варлаам был переведен на игуменство в монастырь св. Димитрия, Феодосий, по приговору братии и по благословению прп. Антония, был избран игуменом Печерского монастыря. 

 

     Прп. Феодосий преставился в 1074 г. и был погребен в дальней пещере, названной, по его имени, Феодосиевою. Мощи его были обретены нетленными в 1091 г. и перенесены тогда же в достроенную при игумене Стефане Печерскую церковь Успения Богородицы. В пещерах остался один только гроб преподобного. Об обретении мощей его прп. Нестор свидетельствует, что через 17-ть лет по кончине Феодосиевой, при игумене Иоанне, он откопал их и нашел нетленными: "составы их не рассыпалися быша и власы главнии притяскли бяху". На другой день, по сказанию того же Нестора, собравшиеся епископы с черноризцами, со свечами, подняли мощи и положили их в притворе на правой стороне великой Печерской церкви.

 

     Память преставления Феодосия празднуется мая 3-го, а перенесение его мощей - августа 14-го. На украшение раки его дано было от Суздальского тысячского, князя Георгия, сына Симонова, Африканова внука, 500 гривен серебра и 50 гривен золота. При нашествии Батыя украшение раки было разграблено, но самые же мощи Феодосиевы скрыты братиею и с тех пор не являлись. Нынешнее украшение кенотафии было сделано в 1764 г. при архимандрите Зосиме. Феодосию, совместно с прп. Варлаамом, приписывают построение над пещерой первой деревянной церкви, а совместно с прп. Антонием - основание в 1073 г. Печерской каменной церкви. Собственно же им самим была основана деревянная церковь Успения Богородицы. Преподобный поставил около оной и келии и в 1062 г. переселился туда с братиею из пещер. Добродетели Феодосиевы были столь уважаемы, что вел. кн. Изяслав нередко приходил беседовать с ним наедине и довольствовался скудною его трапезою. То же высокое уважение к прп. Феодосию имел и вел. кн. Святослав, несмотря на обличения старца о похищении им престола у брата своего, Изяслава. Святослав всегда с радостью встречал святого подвижника и повиновался его наставлениям. Прп. Феодосий первым ввел устав общежительства Студийского монастыря. С этого времени надо полагать начало настоящего образования монастырей в России. Поучения прп. Феодосия Киево-Печерским инокам сохранились только в отрывках и приводятся прп. Нестором в летописях, а также в составленном им житии прп. Феодосия. Прп. Нестор свидетельствует о посланиях Феодосия к вел. кн. Святославу, в особенности об одном, в котором старец сильно обличает князя за похищение им Киевского престола. К сожалению, эти послания не дошли до нас. Сохранились только два послания к вел. кн. Изяславу. В одном из них, довольно пространном, прп. Феодосий отвечает на вопросы князя о вере Варяжской (Латинской). Из молитв его более всех известна сохранившаяся в Харатейной Псалтыри 1296 года под заглавием: "молитвы Феодосия Печерского за вся христианы".


    Дни празднования: 3-е мая, 14-е августа, 2-е сентября, 28-е августа, 2-я неделя вел. поста, 2-я неделя по Пятидес
ятнице.