СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯН

 

 

 

      Кирилл и Мефодий были родные братья, происходили от солунского вельможи. Кирилл (до монашества Константин) воспитывался при константинопольском дворе, вместе с малолетним императором Михаилом III (855-867); у знаменитого Фотия он учился словесным наукам и логике, потом слушал философские и математические науки, а когда, наконец, вступил в духовное звание, был библиотекарем и исправлял должность учителя философии. Мефодий, после домашнего воспитания, поступил в военную службу и несколько лет был правителем в одной славяно-греческой области, а потом оставил свет, и, удалившись с братом своим на Олимп, проводил там время в посте и молитвах. В 858 году император отправил обоих братьев для проповеди слова Божия хазарам, они отплыли на корабле в Херсонес, сопредельный с хазарскою областью, и оставались там на некоторое время, для изучения языка хазарского; здесь же Кирилл изучал и жидовские книги для прения в вере. Самарянин, живший по соседству со святыми братьями, принес свои книги Кириллу, желая испытать его мудрость; блаженный, хотя и не мог разуметь их, но, уповая на Бога, заключился в своей храмине, и, став на молитву, испросил у Господа дух ведения языков, данный некогда апостолам, после чего свободно начал читать самарянские книги; изумился самарянин, видя это чудо, и воскликнул: «Во истину, верующие во Христа приемлют и благодать св. Духа!» после чего, вскоре крестился. В Херсонесе св. Кирилл нашел Евангелие и псалтырь, русскими письменами написанные, и нашелся человек, знающий русский язык, через которого св. философ познакомился с русскою азбукой и, сотворив молитву к Богу, начал к удивлению многих, свободно читать и изъяснять русские книги. Еще будучи в Царьграде св. Кирилл слышал о мощах священномученика Климента, епископа Римского, сокрытых издавна на дне морском: по молитве св. Кирилла и епископа Херсонесского Георгия, мощи св. Климента были обретены и с честью положены в церкви 12 апостолов в Херсонесе; часть мощей св. братья получили себе в благословение для чествования вне Тавриды. Между тем воевода хазарский окружил Херсонес своими полчищами, и гражданам угрожала большая опасность; тронутый их мольбами св. Кирилл отправился во вражеский стан и своею проповедью обратил хазарского князя ко Христу. На обратном пути святого из стана напали на него дикие угры, покушаясь убить, но святой нисколько не устрашился их и не прерывал своей молитвы; изумились угры спокойствию человека Божия, начали ему кланяться и просить прощения. 

 

     В Херсонесе, однажды вечером святые братья были у архиепископа и св. Кирилл обратился к нему с просьбою: «Помолись, отче, обо мне, как бы мог молиться обо мне родной отец»; некоторым из присутствовавших там слова святого показались, странны, тогда спросили его наедине, почему он предложил просьбу в таких выражениях, на что Кирилл отвечал: «Завтра утром архиепископ оставит нас и отойдет к Господу»; предсказание святого сбылось, архиепископ наутро скончался. Из Херсонеса святые братья, сев на корабль, отплыли на Меотийское озеро, в пределы хазар, где были приняты с великою честью и имели препирательство о вере с хазарскими мудрецами. На обратном пути от хазар шли по южному берегу Тавриды, и дорогою узнали, что жители города Фуллы суеверно чтут большой дуб сросшийся с черешнею, и совершают пред ним жертвопрношения; тогда философ отправился к жителям Фулы, увещевал их оставить обычай неразумного чествования, представляя пример, что греки кланялись лучшим тварям, небу и земле, и за то пошли в вечную муку; тогда жители вразумились мудрыми речами святого. И в его присутствии срубили дерево и с корнем сожгли. 

 

     По возвращении в Константинополь из этой миссии, святые братья были посланы для той же цели к славянам в Моравию, где составили славянскую азбуку, перевели книги св. писания и научали народ Христовой вере на славянском языке, на котором совершали и богослужение, что не было приятно ни немецким епископам, ни епископу Римскому Николаю, который потребовал Кирилла и Мефодия в Рим; тогда они отправились к епископу римскому с частью мощей св. Климента, но не застали Николая в живых, а новый епископ, Адриан II, принял их благосклонно и одобрил службу славянскую: часть же мощей св. Климента, была торжественно встречена папою Адрианом со всем духовенством и гражданами Рима, потом положена в церкви св. Марии. 

 

     Св. Кирилл скончался схимонахом в Риме, на 42 году жизни 14 февраля 869 года, погребен в храме св. Климента, а Мефодий возвратился к славянам; возникшие междоусобия в Моравии заставили его со своими учениками удалиться в Паннонию; паннонский князь Коцел принял Мефодия весьма благосклонно и испросил ему от епископа римского сан архиепископа паннонского. Немецкие епископы, желая повредить славе и благотворным трудам св. Мефодия, донесли Адриану, что не исповедует он происхождения св. Духа «и от Сына» и распространяет славянскую службу. Адриан, запретив славянское богослужение, вызвал св. проповедника в Рим, – Мефодий явился, и оправданный на римском соборе возвратился с прежними правами в Моравию, где скончался среди апостольских трудов 6 апреля 885 года. 

 

     Церковь совершает память св. Кирилла и Мефодия 14 февраля и 11 мая.