ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ КИЕВСКИЙ

 

 

 

     Антоний, преподобный Печерский, основатель Киево-Печерской Лавры и основоположник русского иночества, был родом из города Любеча (местечко в бывшей Черниговской губернии) и при крещении получил имя Антипы. С юных лет Антипа чувствовал в себе потребность к уединенной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон, который славился святостью своих отшельников и служил, так сказать, примером и средоточием православного монашества. Там он и был пострижен игуменом Ефигменской обители и назван Антонием. По примеру большей части черноризцев афонских, Антоний избрал для себя отшельнический образ жизни. Доныне показывают пещеру, где начал свои подвиги первоначальник русских иноков. Пожелав вернуться на родину, он просил благословения игумена, который, отпуская его, сказал: "Антоний! Иди в Россию и да будет над тобою благословение от Святой Горы". Возвратясь в Киев, искал Антоний пристанища для жития на берегу Днепра. Там была дикая пещера, ископанная некогда варягами, в ней начал подвизаться пришелец афонский. Но когда Святополк, овладев Киевским престолом, пролил мученическую кровь своих родных братьев, Бориса и Глеба, тогда преподобный удалился опять на Святую Гору, в любимую свою пещеру. Между тем, благоверный князь Ярослав Мудрый, победив жестокого Святополка, утвердился на престоле великокняжеском. Князь полюбил урочище Берестово и поставил там церковь во имя свв. Апостолов. Один из пресвитеров сей церкви, Илларион (ставший впоследствии митрополитом Киевским), любил посещать уединенный холм на берегу Днепра и там, недалеко от варяжской пещеры, где спасался Антоний, ископал себе малую пещеру, куда ходил втайне молиться. В это время игумен Феоктист призвал к себе Антония и сказал ему: "Богу угодно, чтобы ты шел опять в Россию, ибо многие от тебя возникнут там черноризцы. Иди с миром." Снова вернулся Антоний на Берестово. Остановясь на том холме, где любил молитвенно уединяться, нашел он готовую уже пещеру Илларионову. Преподобный предпочел ее диким пещерам варяжским и в ней водворился. Своими руками раскопав землю, он распространил пещеру (в 1051 г.). Мало-помалу начали к нему собираться благочестивые молитвенники. В числе первых посетителей был пресвитер Илларион, уступивший Антонию свою пещеру. Он принял от Антония постриг, но не оставил церкви свв. Апостолов. Другой пресвитер, Нико, пришедший, как некоторые полагают, из дальней Тмутаракани, остался при нем. Ему поручил Антоний постригать тех, которых в последствии принимал для пещерных подвигов. Пришел в свое время к нему и блаженный юноша Феодосий. В 1055 г. Изяслав Ярославич, вступив на престол Киевский, пришел к Антонию вместе с дружиною: просить благословения. После сего отовсюду начали стекаться к труженику люди всякого состояния, чтобы принять от него иноческий постриг. В числе их были Варлаам, сын великого боярина Иоанна, и Ефрем, евнух княжеский. Пострижение этих двоих сильно огорчило Изяслава, их силою исторгли из пещер. Прп. Антоний вынужден был удалиться. Но гнев Изяслава вскоре утих, и Антоний, по просьбе князя, возвратился в пещеры. С этого времени число братий начало вновь увеличиваться. Общими трудами ископав обширную пещеру, братия устроили подземную церковь и келии. Настоятелем обители поставил Антоний блаженного Варлаама, а сам перешел на соседний холм, где ископал себе новую пещеру и поселился в ней. Когда, по умножившемуся числу братий, стало тесно помещаться в пещерной церкви, Варлаам, с благословения преподобного Антония, устроил церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы вне пещеры, на холме. Вскоре вел. кн. Изяслав основал монастырь во имя св. Димитрия и отозвал туда Варлаама, с удалением которого из Печерской обители Феодосий избран был единодушно настоятелем. При нем окончательно устроилась обитель на горе. Феодосий распространил церковь и ввел устав общежительный по примеру обители Студийской. Прп. Антоний при своем затворничестве не чуждался людей, и многие шли к нему за советом. Случалось, что он сам прислуживал больным. В 1067 г. князья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, отправляясь на половцев, пришли просить благословения у прп. Антония. Старец предсказал им ожидающее их поражение на реке Альте, которое действительно последовало. Только однажды великий отшельник вынужден был расстаться со своею любимою пещерою на довольно значительное время. Это было в 1068 г., когда Изяслав, изгнанный из Киева Всеславом, вновь вступил на престол Киевский и начал гневаться на Антония, который будто бы благоприятствовал Всеславу. Святослав Черниговский, известясь об угрожающей святому старцу опасности, прислал за ним ночью и забрал его к себе. Недалеко от Чернигова, на Колдиных горах, ископал Антоний себе новую пещеру и поселился в ней. Изяслав, убедившись в невинности Антония и осознав ошибку свою, умолил его возвратиться в Печерскую обитель. Антоний возвратился, чтобы совершить последнее деяние в своей земной жизни. Он вместе с преподобным Феодосием положил основание каменной Печерской церкви (в 1073 г.), на сооружение которой Святослав Ярославич выделил 100 гривен (или 50 фунтов) золота, а знаменитый варяг Симон, боярин Всеволода Ярославича, подарил Антонию на украшение храма золотую цепь в 50 гривен и венец драгоценный, наследие отца его, князя Варяжского. Сорок лет подвизался Антоний в первой пещере и шестнадцать в другой, где и окончил дни свои 10-го июля 1073 г. на 90-м году своего подвига. Св. мощи преподобного почивают под спудом в пещере, где он скончался и погребен. Вскоре преставился и св. Феодосий. Основанная ими каменная церковь была закончена уже в 1077 г., при игумене Стефане. 

 

     Церковь совершает память прп. Антония 10-го июля. Также память сего преподобного празднуется 2-го и 28-го сентября, во 2-ю неделю Великого поста и во 2-ю неделю по Пятидесятнице.