СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

 

 

 

       Андрей Боголюбский, благоверный великий князь, утвердивший во Владимире на Клязьме великокняжеский престол, сын великого князя Юрия Долгорукого. Родился он в 1110 г. в Суздале и обладал в разные времена (с 1149 по 1155 г.) уделами: Вышегородским, Пинским, Дорогобужским и Пересопницким. Сей князь, сражаясь под знаменами отца своего, всегда подавал пример личной храбрости. Так, под Луцком, в 1150 г., он гнал неприятелей и был на мосту окружен ими. Сразив воина, готового пронзить ему грудь, он благополучно возвратился к отцу. В 1151 году, под Киевом, пылкий Андрей вновь подверг свою жизнь опасности: устремившись на другую сторону реки, он гнал стрелков неприятельских к городу, но был оставлен своими воинами, и один из его дружины, половец, схватив коня Андреева за узду, принудил героя возвратиться. В 1152 году, в битве при реке Руте, Андрей сильным ударом изломал свое копье; шлем слетел с головы его, и щит упал на землю, но и на сей раз провидение спасло князя. В 1155 году Андрей удалился в землю Суздальскую, где он родился и был воспитан. Взяв с собою Греческий образ Пресвятой Девы Марии (ныне называемый Владимирским), избрал он место на берегу Клязьмы и заложил каменный город Боголюбов. Одновременно с этим князь Андрей распространил город Владимир на Клязьме, украсил оный каменными зданиями, заложил каменную церковь Успения Божией Матери и украсил город Златыми и Серебряными вратами наподобие Киевских. По смерти вел. кн. Юрия (в 1157 г.), Суздаль и Ростов признали сына его, Андрея, государем. В 1164 году Андрей, оскорбленный враждебными болгарами, выступил в поле и разбил их войско многочисленное. В память этой важной победы князь установил особенный праздник во славу Греческого образа Богоматери, им во Владимир привезенного. Праздник сей и поныне торжествуется 13-го июня. 

 

     Решив низложить первенство Киева, Боголюбский собрал союзное ополчение одиннадцати князей, взял Киев приступом и отдал город брату своему, Глебу. Князь Глеб и преемники его теперь зависели от Андрея, который стал великим князем, а город Владимир был объявлен столицею (в 1169 г.). Покорив Киев, Андрей думал смирить новгородцев и тревожил их чиновников, которые ездили собирать подати за Онегою. Он поручил рать сыну своему, Мстиславу. Новгородцы сражались с примерным мужеством и; наконец, предложили мир. Великий князь принял мир с условием, чтобы вместо умершего Святослава княжил в Новгороде брат его, Рюрик Ростиславич. Впоследствии Андрей старался подчинить себе Новгород не силою, но дружбою и справедливостью. Вместо Рюрика, уехавшего к братьям, Андрей дал новгородцам сына своего, Георгия. 

 

     В то время Россия вновь воевала с Болгарами. В 1172 году разгорелась ссора между Ростиславичами и кн. Андреем. Великий князь велел им выехать из областей южных и отдал было Киев храброму Михаилу, княжившему тогда в Торческе, но Ростиславичи этого не допустили. Боголюбский собрал огромное ополчение, однако поход сей не вполне удовлетворил его намерениям: Ярослав, князь Луцкий, вопреки желанию Андрея, занял Киевский престол. Вскоре Ростиславичи обратились к Боголюбскому с просьбою забыть прошлое, примириться и уступить Киев брату их, Роману Смоленскому. Кн. Андрей согласился и написал о том к братьям своим, Михаилу и Всеволоду, но не дождался ответа, ибо погиб от руки своих любимцев (в 1174 г., июня 29-го). Он был погребен во Владимире, в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, им заложенной. Мощи вел. кн. были перенесены в 1768 г. из главного храма в придел, во имя его устроенный, где и поныне открыто почивают в серебряной раке, сооруженной в 1820 году. Память Андрея Боголюбского совершается во всех Владимирских храмах и в Боголюбове июня 29-го, и сверх того празднуется июля 4-го, по сочиненной особой службе.


     Летописи называют Боголюбского вторым Соломоном. В Синопсисе сказано, что сей князь, названный Боголюбским за его любовь к Богу, до крещения своего именовался Китаем. В древних летописях нет того; имя Боголюбского, вероятно, дано ему от города Боголюбова, им построенного. Летописцы всего более хвалит вел. кн. Андрея за обращение многих Болгаров в христианскую веру, за его усердие к церквам и монастырям, и за уважение к сану духовных. Он наделил во Владимире новую епископскую церковь Богоматери (им в 1158 г. заложенную) поместьями и купленными слободами, великолепно оную украсил и устроил обитель, известную в последствии под именем Боголюбова монастыря. Не менее славилась великолепием и церковь Боголюбская; такую же Андрей хотел соорудить и в Киеве, на дворе Ярослава, в память, как говорил он, древнему отечеству его предков; уже отправил он туда зодчих, строивших Владимирские златые врата, но не успел исполнить своего набожного обета. Кроме Боголюбской обители создал еще Андрей монастырь Покровский (в 1764 г. упраздненный).

 

     В некоторых летописях сказано, что сей великий князь думал учредить митрополию во Владимире, но патриарх Цареградский отказал ему в том, желая оставить Киевского митрополита единственным в России. К последнему году княжения Андрея относится любопытное известие Хлыновского летописца о населении Вятки Россиянами. Татищев пишет, что Боголюбский в 1159 году построил Волок-Ламский, но этот город существовал уже в 1135 году.


     О гибели вел. кн. Андрея известно следующее: Иоаким Кучка (Яким Кучков), сын Степана Кучкова, тестя Боголюбского, возненавидел государя и благодетеля своего за то, что он казнил одного из братьев его за какое-то злодеяние. Иоаким уверял друзей своих, что общая безопасность требует умертвить князя, ожесточенного старостию, и составил заговор. Из двадцати собравшихся заговорщиков ни один не был лично оскорблен князем. Многие, напротив того, пользовались его доверием. Зять Иоакимов, Петр (у коего в доме собирались заговорщики), ключник Анбал Яссин, чиновник Андрей Монзоич и другие пришли в полночь ко двору князя в Боголюбове (ныне село в 11-ти верстах от Владимира), взбодрили себя вином и крепким медом в княжеском погребе, зарезали стражей, вломились в горницы, и стали кликать Андрея. Услышав голос его, они выбили дверь спальни и нанесли князю несколько ударов мечами. Андрей упал. В замешательстве злодеи убили своего товарища, схватили тело его вместо княжеского и поспешили удалиться. Андрей в беспамятстве выскочил, громко стеная. Убийцы возвратились, зажгли свечу, и по следам крови дошли в сенях до столпа лестницы, за которым сидел израненный князь. Они вонзили мечи в грудь его; Андрей успел сказать: "Господи! В руце Твои предаю дух мой", и скончался. Жители Боголюбские расхитили дворец княжеский. Тело Андреево лежало в огороде. Киевлянин, именем Косма, преданный слуга своего государя, отнес оное в церковь, где на третий день князя отпели и положили в каменный гроб. Через шесть дней тело привезено было во Владимир и погребено.


     Память святого князя Андрея также совершается Церковью 23-го июня, 10-го октября и во 2-ю неделю по Пятидесятнице.