РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

 

 

 

      Господь наш Иисус Христос, спаситель мира, родился от пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме в царствование римского императора Августа. Август, под властью которого находилась тогда Иудея, повелел сделать всенародную перепись, и каждый должен был записаться в том месте, откуда был родом. Праведный Иосиф, происходивший из рода Давидова, отправился с девой Марией в Вифлеем – город Давида. В Вифлееме они не нашли свободного места в гостинице, ни в доме, поэтому им пришлось искать приют за городом, в пещере, куда пастухи в ненастную погоду загоняли скот. Здесь Пресвятая Дева и родила Богомладенца, Сама, без посторонней помощи, спеленала Его и положила в ясли.

     Первыми весть о рождении Спасителя мира узнали пастухи. Им предстал ангел и возвестил великую радость, и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться Богомладенцу. Вифлеемская звезда, появившаяся на небе, возвестила о Рождестве Христовом волхвам (восточным мудрецам), которые принесли в дар Христу золото, ладан и смирну.

     Великое и радостное событие Рождества Христова примирило человека с Богом, Обновило поврежденную в грехопадении человеческую природу, усыновило людей Отцу, вновь открыло для них вход в Царство Небесное.

     В композиции иконы "Рождество Христово" обычно изображается несколько событий: Дева Мария возлежит в вертепе (пещере) у яслей. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол. Сверху на пещеру падает луч света от Вифлеемской звезды. Справа традиционно изображается архангел Гавриил, склонившийся к фигуре пастуха, символизирующего множество пастырей; слева три ангела - олицетворение сонмища сил небесных; ниже часто следует сцена поклонения волхвов. Три волхва символизируют народы земли. Изображается и повитуха с Младенцем на руках, и повивальные бабки, омывающие младенца. Интересно и изображение сомневающегося Иосифа с предстоящей ему фигурой. Есть предположение, что перед Иосифом стоит бес, навевающий на обручника Марии тоску и сомнение. По другой версии это пророк Исайя, предсказавший рождение Младенца Девою (но против этого свидетельствует отсутствие нимба над головой предстоящего Иосифу). На этой иконе могут изображаться и иные события: сцена "избиения младенцев" (царь Ирод повелел истребить всех младенцев, младше двух лет от роду) и бегство в Египет Иосифа, Марии и Сына Божьего (по наущению ангела) и т. д.