СУРДЕГСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

 

 

     В 38 километрах от г. Паневежиса, со всех сторон окруженная широким простором полей и лесов, находится местечко под названием Сурдегис. Именно в этом месте самим Провидением было предназначено появиться  чудотворной иконе.

     В 1510 г. на этой тихой и уютной земле знатный православный христианин Богдан-Шиш-Ставицкий построил церковь неподалеку от ключа.

     Спустя 20 лет 15 августа (28 августа) 1530 г. На ключе явилась чудесным образом, икона Богоматери. Видя это чудо, благочестивый Алексей Федорович, по прозванию Владыка, возвел на этом месте деревянную церковь во имя Св. Живоначальной Троицы.

     С момента своего появления икона просияла многими чудесами. Старая монастырская запись гласила: «Если бы начать описывать все излившиеся благодеяния человеческому роду разного исповедания и различнаго пола и сделать о том повальный обыск от древних времен о чудесах от Сурдегской Богоматери происходивших, то составилась бы большая библиотека книг...»

     Спустя некоторое время в 1550 г. благодаря помощи некой Анны Шишанка-Ставицкой в Сурдегисе был основан мужской Свято-Духов монастырь. На протяжении всей истории существования монастыря с 1550 г. до первой мировой войны обитель оставалась православной. Враги православия неоднократно пытались захватить монастырь, разогнать монахов и даже забрать чудотворную икону. Но по молитвам иноков Божия Матерь разрушала планы злоумышленников.

     Как-то отнятый у православных святой образ привезли в Трашкунский бернардинский монастырь, но когда икону внесли в храм, лик стал тотчас же невидим для присутствующего народа, а у похитителей перекосило челюсти. Бернардинский настоятель, видя это знамение, тут же отправил икону крестным ходом обратно в Сурдегский монастырь.

     Возвращение святыни было ознаменовано новыми чудесами. Один озлобленный фанатик, глядя на икону, кричал: «Чародейка не хотела быть у нас!» Он тотчас лишился рассудка, а исступление, им овладевшее, было столь велико, что родственники должны были заковать его в цепи. Слепая нищая с радостью бросилась к возвращенному из Трашкун образу, облобызала его и прошедших под ним, тотчас прозрела.

     Видя такие чудеса, многие приходили в монастырь поклониться Матери Божией и помочь монастырю. Анна Ставецкая, по мужу Городенская-Белевичева, из Жерезнищев, в 1625 г. вместо деревянной совсем обветшавшей церкви начала строить новую каменную, освященную в честь сошествия Св. Духа, (эта церковь была построена до 1636 г.) и обеспечила дальнейшее существование монастыря большими угодиями. Поддерживал и помогал монастырю и знаменитый изгнанник, князь Андрей Михайлович Курбский, бежавший в Литву от гнева царя Иоанна IV в 1563 г. А риза, в которую одета святая икона, сделана усердием Александра Михайлова-Неронова в 1885 г.

     К Сурдегской иконе прибегали не только православные, но и католики, ибо слух о чудесах, которые творила она, распространялся по всей земле Литовской и даже далеко за ее пределами.

     Одна девица, Кунегунда, из деревни Дубеск, римско-католического вероисповедания, страдала тяжелою падучею болезнью. 23 января 1817 г. она была привезена своим отцом Варлаамом в обитель. Здесь после семидневных служений молебнов перед чудотворною иконою больная совершенно исцелилась и здоровой возвратилась домой.

     20 октября 1816 г. была приведена в обитель из Курляндии одна женщина, литовка, по имени Ксения, одержимая сумасшествием. Ее держали два человека, и она неистово рвалась, металась и громко кричала. Три дня совершалось иноками молебное пение Богоматери пред Ее иконою; больная и сама, насколько могла, молилась, и на третий день прошел ее тяжелый и многолетний недуг. Выздоровевшая Ксения возвратилась домой, славя милость и чудеса Богоматери.

     14 авг. 1816 г. настоятель монастыря о. Маркиан, только что вступивший в должность, по окончании богослужения воздал должное поклонение чудотворной иконе Богоматери и, облобызав ее, вместе с Виленским архимандритом Иоилем взошел в алтарь. В это время от св. иконы в алтаре распространилось сильное благоухание как бы от только что расцветших лилий или от курения драгоценных ароматов. Изумленный настоятель Маркиан спросил архимандрита Иоиля: «Изволите ли слышать столь чудное благоухание?» Архимандрит Иоиль ему отвечал: «Слышу, такое благоухание редко когда и в киевских пещерах слышно бывает». 
 
     Сурдегская икона Богоматери привлекала к себе богомольцев из Курляндии и Белоруссии, но особое усердие к ней имели русские купцы из Риги.

     На пожертвования православных жителей города Риги в 1812 г. вместо старой, полуразрушенной церкви, построенной в 1636 г., была выстроена новая каменная с одним куполом по середине, с колокольнею над притвором, крытая железом. С левой стороны храма находится узкая лестница, ведущая под алтарь, там и по сей день бьет ключ, на котором явилась чудотворная икона (этот храм и сейчас находится в таком же состоянии, только лишь без одного купола, в нем ныне молятся католики).

     К этому Свято-Духову храму на Успение приезжали купцы и жители города Риги. Они заказывали отслужить здесь всенощную, водосвятный молебен с акафистом Богородице, литургию и панихиду по родственникам, читали на клиросе, пели в хоре, продавали свечи и занимались чисткою церковной утвари.

     На праздник Успения образ Богоматери обносили вокруг церкви, и все присутствующие проходили под иконою, как бы под покров Богородицы. Этот обычай сохранили православные и до сегодняшнего дня.

     В 1915 г., перед занятием Литвы немецкими войсками, Сурдегская икона была эвакуирована в Ярославль, где находилась в иконостасе одного из храмов. Побоялись православные потерять святыню и вывезли икону в глубь России.

     24 мая 1921 г. Сурдегский образ снова засиял земле Литовской и был помещен уже в Паневежисе.

     По молитвам прихожан г. Каунаса и по распоряжению Митрополита Литовского Елевферия, святой образ пребывал 6 месяцев в Каунасском храме и 6 месяцев оставался в Паневежском храме. Но в период 2-ой мировой войны перемещение иконы из одного города в другой было затруднительно, и св. образ оставлен был в Каунасе.

     Сегодня, как и в прежние времена, являет икона сия чудеса миру и помогает людям, призвающим имя Ее в молитвах своих: «Уста моя изрекут хвалу Господню и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки веков.» (Пс. 144, 21).